Бульдозерами по неолиту 
Наталья Шергина, Виктор Борзенко

Строители газпромовского небоскреба в Петербурге приступили к разрушению археологических памятников

С понедельника специальная московская комиссия Росохранкультуры проверяет сигнал, поступивший от археологов, работавших на территории скандального "Охта-центра". Как выяснилось в конце прошлой недели, невзирая на протесты тысяч жителей Петербурга против возведения 400-метровой башни в пределах исторического центра, строители начали сносить бульдозерами законсервированные древние фортификационные сооружения. Существенно повреждена шведская крепость Ниеншанц>, под угрозой артефакты Ландскроны и неолитической стоянки, возраст которой не менее 5 тыс. лет. Рытье котлована продолжается, хотя в петербургскую прокуратуру внесен 25-страничный протест охранного надзорного ведомства.

Всю прошлую неделю общественность Петербурга обсуждала успех яркого митинга, проведенного против строительства газпромовского небоскреба "Охта-центр". Многотысячная акция, организованная питерскими "несогласными", прошла на удивление мирно, без усиленных милицейских цепей и омоновских дубинок. Ради того, чтобы избежать провокаций, представители партии "Яблоко" и движения ОГФ поссорились с местными нацболами и попросили их не участвовать в мероприятии. Никто не подозревал, что, пока народ произносит пламенные речи, поет сатирические песни и демонстрирует плакаты с едкими лозунгами, на стройплощадке вовсю развернется рытье котлована.

Ночью строители подогнали бульдозеры и приступили к нулевому циклу - активному перемещению и вывозу грунта. Все это обнаружили члены археологической экспедиции, проводившие на Охтинском мысу обширные исследования. Дело в том, что на территории строительства "Охта-центра" находится выявленный объект культурного (археологического) наследия, имеющий длинное название: "Ниеншанц (Охта), Шведская крепость 1611-1703 годов, участки культурного слоя, грунтовый могильник, памятник XIV-XVIII веков". Там же обнаружена стоянка древних людей периода неолита (около 5 тыс. лет), найдены их орудия труда и охоты, остатки жилищ и захоронения. Археолог Петр Сорокин назвал эти находки "петербургской Троей". Невзирая на это, местный комитет по охране памятников (КГИОП) поспешил снять объект с охраны, что немедленно развязало руки строителям. Археологам удалось остановить на некоторое время строительную технику, произвести съемку нанесенного памятникам истории урона и срочно вызвать на объект представителей прокуратуры и Росохранкультуры.

В пятницу искусствовед Наталья Введенская сообщила в своем блоге о бульдозерах на стройплощадке "Охта-центра", разместила снимки разрушений и описание того, что произошло. "Бульдозеры "Газпрома" пошли на штурм Ниеншанца (XVII в.) и Ландскроны (1300 г.), - уведомила друзей г-жа Введенская. - И пробили дыру в одном из бастионов: там, где была земляная стена высотой 1 метр 60 сантиметров, появился котлован площадью 50 квадратных метров (а проще - яма)". Скандальная новость широко распространилась в Интернете. Сведения об этом ЧП уже подтвердили заведующий сектором архитектурной археологии Эрмитажа, член совета по сохранению культурного наследия Олег Иоаннисян, сославшийся на рассказ начальника археологической экспедиции Петра Сорокина, а также научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Кирилл Михайлов. В то же время руководитель PR-службы будущего "Охта-центра" Владимир Гронский заявил "Эху Москвы", что вред, нанесенный остаткам трех крепостных сооружений, был непреднамеренным, но что все артефакты будут непременно размещены в будущем краеведческом музее, который построит "Газпром".

Скандальные события вокруг "Охта-центра" в последние пару месяцев особенно спрессовались. Хроника такова: 12 августа в комиссию по землепользованию и застройке Петербурга обратилось дочернее предприятие "Газпрома" с просьбой разрешить строительство небоскреба "с отклонением" от предельно возможной в том районе стометровой высоты - до 403 метров. Вскоре депутатская комиссия, а вслед за ней и 13 членов петербургского правительства проголосовали за нарушение городского закона в виде исключения. А уже 6 октября Валентина Матвиенко узаконила это коллективное нарушение, поставив под ним свою подпись.

В этот период в адрес Дмитрия Медведева с аргументами против "газоскрёба" поступили свежие послания от петербургской интеллигенции - сначала от полусотни ученых, актеров, архитекторов, историков, музейщиков, а затем еще от сорока с лишним писателей. Накануне аналогичное открытое письмо написали президенту России священнослужители. Блокадница Людмила Эльяшова взбудоражила блогосферу просьбой не присылать ей больше открыток со словами признательности в День Победы. Блокадница заявила, что не приемлет фальшивых слов, потому что город, который она защищала от фашистских бомб, разрушают нынешние власти. Надо подчеркнуть, что с 2005 года, с момента обнародования главой "Газпрома" Алексеем Миллером идеи о сооружении в Петербурге напротив Смольного 400-метровой офисной башни, против нее выступили самые знаковые российские личности. Среди них нобелевский лауреат Жорес Алферов, писатель Даниил Гранин, народная артистка СССР и России Ирина Богачева, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, режиссеры Александр Сокуров, Евгений Татарский, Сергей Дебижев, художник Михаил Шемякин, народный артист СССР Олег Басилашвили, народные артисты России Сергей Юрский и Андрей Толубеев, заслуженный артист России Алексей Девотченко, писатели Андрей Битов, Татьяна Толстая, Валерий Попов, историк и публицист Самуил Лурье, драматург и публицист Татьяна Москвина, рок-музыканты Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков, Олег Гаркуша, Диана Арбенина, "митьки" Владимир Шинкарев, Кирилл Миллер, Виктор Тихомиров. Резко осудили факт появления подписи Валентины Матвиенко под разрешением на строительство 403-метровой башни "Охта- центра" министр культуры России Александр Авдеев, глава Совета Федерации Сергей Миронов, влиятельный депутат Госдумы Геннадий Гудков.

На стороне противников нарушения "небесной линии" Петербурга, о которой писал еще Дмитрий Сергеевич Лихачев, также все творческие союзы города на Неве, Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга, Международный благотворительный фонд имени Лихачева. Поддержали защитников сохранности исторического облика Северной столицы Союзы архитекторов Москвы и России, Международный союз архитекторов, Российская Академия архитектуры и строительных наук, Всемирный фонд защиты памятников и Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО, некоммерческая международная организация "Спасем наследие Европы" и многие другие.

И все же на днях как гром среди ясного неба появилось альтернативное послание главе государства. Сорок два представителя петербургской интеллигенции заявили Дмитрию Медведеву о том, что они поддерживают идею "Газпрома" о возведении небоскреба "Охта- центр". Башня нравится артисту Михаилу Боярскому, режиссерам Владимиру Бортко и Дмитрию Месхиеву, главному хирургу Петербурга Петру Яблонскому, главе косметико- стоматологической фирмы Тамазу Мчедлидзе, президенту городской Торгово-промышленной палаты Владимиру Катеневу и президенту местного Союза промышленников и предпринимателей Анатолию Турчаку, тренеру по фигурному катанию Тамаре Москвиной. Подписи "за" поставили получающий от "Газпрома" зарплату "зенитовец" Владислав Радимов и его супруга Татьяна Буланова, архитектор Валерий Нефедов, балетмейстер Борис Эйфман, балерина Ирма Ниорадзе, худрук театра "Санктъ-Петербург Опера" Юрий Александров, директор Петропавловской крепости Александр Колякин, промоутер Евгений Финкельштейн, глава петербургского отделения Союза писателей России Борис Орлов. Поддержал "Газпром" и выдвинутый губернатором в почетные граждане Петербурга глава Водоканала Феликс Кармазинов (на днях награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени). Самыми удивительными "подписантами" в этом списке оказались ректор Академии художеств Альберт Чаркин и актриса БДТ Ольга Волкова. Дело в том, что Альберт Чаркин всего год тому назад был в рядах активных противников газпромовской башни и считал ее уродливой. Но в 2009 году он неожиданно получил карт-бланш на сооружение огромной 70-метровой фигуры Андрея Первозванного близ Кронштадта. Надо ли уточнять, что заказ этот не дешев? Вообще, сложно представить себе спортсмена или человека искусства, который вдруг с пеной у рта берется защищать строительство газового офиса. Почти у каждого подписанта имеются в городе или в "Газпроме" свои интересы.

Иные же и вовсе были немало удивлены, увидев свою фамилию под письмом. Петербурженка в пятом поколении, знаменитая актриса Ольга Волкова, недавно переехавшая вслед за детьми и внуками в Москву, в воскресенье в эфире радиостанции "Эхо Москвы" заявила, что никакого письма в защиту "Охта-центра" не подписывала: "Я это письмо не видела, я ничего не знала, ничего не подписывала. Случайно узнала о том, что являюсь подписчиком письма, и ахнула, когда об этом услышала. Принципиально говорю, что это подсудное дело!" Впрочем, это не первая подтасовка PR-служб монополиста. Самая скандальная из них - появление в правительственной газете интервью с Борисом Стругацким, в котором он высказывается о небоскребе одобрительно. Позже сам фантаст заявил, что никто из журналистов не спрашивал его мнения об "Охта-центре", но к борзописцам не придерешься, так как в публикации было намеренно опущено слово "писатель". Мол, мало ли Борисов Стругацких проживает в Петербурге!

На фоне явного раскола петербургской интеллигенции губернатор города на Неве, отчитываясь на конференции в честь шестилетия своего пребывания на посту, заявила, что "окончательное решение о возведении "Охта- центра" отложено до проведения государственной экспертизы". В те минуты, когда Валентина Матвиенко произносила эти слова, экскаваторы загружали землю в районе устья Охты в самосвалы, и грунт вперемешку с древними бревнами продолжал активно вывозиться на свалку.

Напомним, что министр культуры России Александр Авдеев не только публично возмутился принятием решения о возведении "Охта-центра", но и направил заключение о незаконности строительства прокурору Петербурга Сергею Зайцеву с просьбой принять меры прокурорского реагирования. Комментируя действия министра, Валентина Матвиенко заявила, что удивлена его реакцией, но уверена, что все процедуры с ее стороны "были проведены законно". PR- служба компании "Общественно-деловой центр "Охта" распространила официальное заявление, что "Министерство культуры РФ не может корректно оценивать проект "Охта-центр".

История со зданием действительно всколыхнула Петербург, и ситуация с каждым днем только накаляется. Защитники исторического облика города готовят мирные акции гражданского неповиновения. Они собираются раздавать у станций метро голубые ленточки - символ "небесной линии" Петербурга. На штурм строительного забора в устье Охты противники "газоскрёба" не пойдут - силы неравны. По словам активистки движения "Живой город" Юлии Минутиной, вся надежда на экономический кризис, который может лишить "Газпром" шальных денег, на прокурора Петербурга Сергея Зайцева, да на министра культуры, экс-посла России во Франции Александра Авдеева.

А тем временем еще одна компания мечтает возвести неподалеку от "Охта-центра" собственный небоскреб. В конце августа эта девелоперская группа подала заявку в комиссию по землепользованию: тоже просит разрешить отклониться от предельно допустимой высоты. Текст этой новой заявки точь-в-точь копирует аргументы строителей "Охта-центра".

ЗА НЕБОСКРЕБ

Михаил БОЯРСКИЙ, актер и музыкант, герой агитационного рекламного ролика в пользу небоскреба "Охта-центр":

- Не вижу причин, чтобы город не имел бы такого прекрасного здания. Я видел на картинке его проект (это была компьютерная графика), видел, как это будет выглядеть с высоты птичьего полета. Купился сразу. Летел в самолете и там, в журнале, увидел этот проект. И после того, когда меня спросили, как я к этому отношусь, сказал, что отношусь так же, как к команде "Зенит" - с уважением и любовью. Проект мне безумно понравился. Я даже представляю, как это здание будет смотреться на солнце, как в пасмурную погоду, и, мне кажется, будет очень красиво. Это будет единственное в мире такое здание, и будет оно в Петербурге. Мне кажется, Петр I не отрицал бы этого, он тогда уже стремился к высоте. Чего стоит Адмиралтейская игла. Зачем она, по идее? И постройки Петра он не перекроет: он находится в стороне. Вы переезжаете Охтинский мост - и там пустыня, а весь центр находится совершенно в другом месте.

Дмитрий МЕСХИЕВ, режиссер, глава петербургского Союза кинематографистов, герой агитационного рекламного ролика в пользу небоскреба "Охта-центр":

- Я считаю, что если у нас будет построен этот высотный комплекс, то хуже от этого городу не станет - только лучше. Я искренне считаю, что это строительство даст нашему городу большое количество рабочих мест, закроет омерзительный с точки зрения архитектуры район Охты. Там будет светлое, стеклянное, современное и, на мой взгляд, достаточно неплохое архитектурное сооружение, которое ничуть не помешает историческому центру. Если мы не будем и в развитии архитектуры идти вперед, то тогда мы не будем являться тем уникальным городом, который известен как Петербург. Нельзя же держаться только на старом, нужно двигаться в будущее.

ПЕТЕРБУРГСКИЕ БИЗНЕС-ПРОЕКТЫ СТОРОННИКОВ НЕБОСКРЕБА

"Новые Известия" попытались выяснить, какими мотивами могли руководствоваться деятели культуры, подписавшие письмо в поддержку строительства. Выяснилось, что у многих в Петербурге свой бизнес и/или весьма тонкие отношения с городскими властями в самых разных плоскостях.

Михаил Боярский и его сын Сергей - девелоперы. Владеют торговым комплексом "Южный полюс" площадью 36 тыс. кв. м на улице Пражской и земельным участком под объектом. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 36 млн. долларов (из них 12 млн. внес деловой партнер Боярских, глава алкогольного холдинга Александр Матт, доля которого в "Южном полюсе" недавно арестована за долги по иску Сбербанка).

Дмитрий Месхиев 15 июля 2008 года назначен директором "петербургского Голливуда" - новой киностудии Russian World Studios (RWS) стоимостью 250 млн. долларов, построенной на средства АФК "Система".

Евгений Финкельштейн - глава промоутерской компании PMI (концерты мировых звезд шоу-бизнеса на Дворцовой площади, за которую не взимается арендная плата). По собственным оценкам г-на Финкельштейна, оборот его промоутерского бизнеса не менее 20 млн. долларов.

У Бориса Эйфмана грядет строительство двух балетных учреждений: Академии танца и Дворца танца Бориса Эйфмана стоимостью 300 млн. долларов. Проекты зданий, как частей девелоперского проекта "Набережная Европы", утверждены. По словам председателя правления ВТБ Андрея Костина, ориентировочная стоимость всей "Набережной Европы" составляет 2 млрд. долларов. Площадь застройки - 400 тыс. кв. м. Из них под элитное жилье отведено 140 тыс. кв. м, остальное место займут отель, офисы и торговый центр. Срок реализации - 2016 год. Управляющая компания застройки - "ВТБ-Девелопмент" во главе с Сергеем Матвиенко (сыном губернатора Валентины Матвиенко).

ПРОТИВ НЕБОСКРЕБА

Александр СОКУРОВ, режиссер:

- Если вспомнить о том, что в агитационных роликах за небоскреб "Охта-центр" снялся такой известный представитель культуры, как Валерий Гергиев, то у меня нет слов для того, чтобы обозначить то, что происходит. Гражданская и вкусовая дисквалификация коснулась самых широких слоев общества. То же самое, что в Петербурге, происходит в Екатеринбурге, в Нижнем Новгороде, в Пскове, в Саратове, в Вологде, в Ярославле! Изо всех городов страны просто стон раздается о том, что творят архитекторы и строители. Но ведь это же делает не верхушка страны, это все творят местные бизнесмены на глазах у огромного числа народа, которому абсолютно все равно, что идет разрушение памяти. Вот это и есть в массовом смысле разрушение людей образованных, так называемой интеллигенции. Сейчас с точки зрения деструктивной деятельности в России никого нет опаснее архитекторов. Эта группа слилась в объятиях со строителями и, конечно, с местной властью. Архитекторы более дикие разрушители, чем революционеры политические или социальные. У них нюх на деньги - именно поэтому вижу в подрастающих архитекторах стаю волчат.

Сергей ЮРСКИЙ, актер:

- Мне понятно, когда за строительство небоскреба выступают люди, связанные с инженерными делами, люди, которые горды тем, что они придумали очень высокую башню, которая по инженерной мощи может сравниться с Эйфелевой.

И мы в таком случае можем с ними поспорить, что, мол, ваша башня не должна превалировать над Петропавловским шпилем или шпилем Адмиралтейства... Я понимаю власти, которые надеются на какие-то выгоды, связанные с этим строительством. А вот артистов, которые подписывают письма за постройку небоскреба, я не понимаю. Они могут промолчать - это их право. Но выступать: "Да, мы этого хотим" - по меньшей мере, странно... Может быть, они где- нибудь служат? Надо промолчать, и все. Я понимаю, что эта башня важна "Газпрому". Газпромовцы говорят: "Что там Куала-Лумпур! Что там Токио! У нас выше будет". Вот такая гордыня. Но при чем тут артисты, которые говорят: "Мы тоже хотим, чтобы было выше"? Нам- то что?