Высотный Петербург

Борис Григорьев

Новый век должен дать городу новые архитектурные символы

В минувшую среду, в тот же день, когда власти города, архитектурная и деловая общественность Петербурга выбирала проект нового футбольного стадиона на Крестовском острове - этот престижный, дорогостоящий и очень нужный городу проект правительство города реализует, как известно, при поддержке "Газпрома", - глава газового концерна Алексей Миллер встретился с ведущими мировыми архитекторами, прибывшими в город на Неве для обсуждения и подготовки еще более дорогого и престижного проекта. Речь шла о строительстве бизнес-центра "Газпром- Сити".

Представители элиты архитектурного сообщества детально изучили выбранную площадку, а также познакомились со знаменитыми архитектурными ансамблями Петербурга, чтобы проникнуться их духом и лучше понять стилистику города на Неве. Ведь все архитекторы мира считают Петербург городом-шедевром и, мечтая здесь что-нибудь построить, ни за что не допустят, чтобы новое здание разрушило целостность и гармоничность застройки северной столицы. Участникам конкурса даже был предложен вертолетный облет территории будущего строительства, а также всего города.

После осмотра площадки гости главы "Газпрома" собрались на совещание в офисе "Газпром Нефти" на Английской набережной. На встрече архитекторов с Алексеем Миллером и Валентиной Матвиенко были обсуждены ключевые вопросы работы над архитектурными проектами и предстоящего строительства. Как известно, итоги конкурса по выбору проектировщика будут объявлены в октябре-ноябре текущего года.

Большинство горожан в курсе дискуссии, которая развернулась вокруг этого проекта, в частности претензий, высказанных к нему некоторыми известными в городе архитекторами и деятелями культуры. Их позиция, продиктованная заботой о сохранении исторического облика города, заслуживает уважения. Однако так ли она бесспорна, как может показаться на первый взгляд? Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно внимательно и непредвзято оценить аргументы тех, кто готовит этот проект. Как раз об этом и шла речь на встрече руководителей города, "Газпрома" и архитекторов.

Каждый новый этап развития того или иного крупного города обязательно влечет за собой преображение архитектурного ландшафта. Именно так над викторианским Лондоном возникли небоскребы Сити как символ экономического могущества современной Англии. Похожие метаморфозы претерпели древние японские столицы - Токио и Киото. И только Петербург, который сейчас тоже перешел в новую, качественно иную фазу своего развития, в архитектурном отношении, словно в капсуле, остался в периоде XVIII - начала XX века. И в отличие от имперского времени, когда создавались его главные шедевры, новый период не отмечен ни одним символом, выражающим дух эпохи, архитектурным брэндом, при упоминании которого возникал образ экономически сильного современного мегаполиса.

Первым действительно значимым объектом новой эпохи будет стадион на Крестовском острове. Но "Газпром", стратегический партнер города на Неве, готов реализовать еще более значимый проект - ультрасовременный деловой комплекс "Газпром-Сити" на месте, где Охта впадает в Неву. Центром его станет здание высотой около 300 метров, а общая площадь комплекса составит около 300 тысяч квадратных метров.

В строительство комплекса и развитие прилегающей инфраструктуры предполагается вложить порядка 60 миллиардов рублей. На взгляд не знающего подробностей горожанина, сумма не просто огромная, но и амбициозная. Стоит ли тратить такие средства пусть даже на самый лучший деловой центр?

Вопрос справедливый. Но не всем пока известно, что на само здание планируется потратить не более трети от общей суммы инвестиций. А две трети средств "Газпром" направит на реконструкцию и развитие городских земель на площади более 10 гектаров вдоль набережных Невы и Охты. Бывшая промышленная зона по уровню архитектурной "парадности" сравнится с набережными центра города.

Одной из основных особенностей первого петербургского небоскреба станет эффективность и прозрачность использования энергии. В ходе конкурса приветствуются нестандартные и экономически обоснованные решения, которые позволят создать эффективную энергосистему в здании и деловом центре путем использования альтернативных источников энергии. Здание должно быть экологичным и олицетворять новый архитектурный стандарт на несколько десятилетий вперед.

Помимо офисного здания "Газпром" видит на территории бизнес-центра инфраструктурные и развлекательные объекты, которые станут центром притяжения для простых горожан и туристов. Здесь планируется разместить новую пешеходную набережную, туннель, выход к Неве и Охте. Наконец, газовики надеются на то, что "Газпром-Сити" станет лицом компании, ее символом в новом веке.

Поэтому для участия в конкурсе приглашены всемирно известные представители архитектурного сообщества. Проектирование мегакомплекса поручено иностранным архитекторам отнюдь не из-за отсутствия патриотизма, а из-за отсутствия у отечественных архитекторов достаточного опыта строительства небоскребов. Последние высотки строились более полувека назад, в сталинские времена, в столице и не стали шедеврами архитектуры.

Должный общественный контроль за проведением конкурса и строительством наряду с конкурсной комиссией будет осуществлять специально созданное жюри с участием международных и российских архитекторов, деятелей искусства и культуры.

Впрочем, все это не мешает нашим скептикам нелицеприятно высказываться по поводу "Газпром-Сити", и не только из-за высоты центрального здания. В частности, археологи и историки требуют, чтобы перед началом строительства были проведены тщательные раскопки. Как известно, на территории, где будет построено офисное здание "Газпрома", в период Северной войны находилась шведская крепость Ниеншанц. Ранее на этом месте была шведская крепость XIV века Ландскрона и русское поселение XV - начала XVII вв.

Отвечая историкам, руководство "Газпрома" гарантирует, что обязательным условием конкурсного проекта является сохранение исторической и культурной особенности района строительства. В процессе работ "Газпром" привлечет авторитетных археологов и ученых для того, чтобы максимально сохранить историческое наследие, а по итогам строительства планируется создать некий археологический центр, рассказывающий о том, что было на этом месте прежде. Это значительно большая гарантия сохранения и изучения древнего поселения, чем надежда на скудные бюджеты археологических экспедиций.

В свою очередь, петербургские экологи обеспокоены безопасностью масштабного строительства: они требуют, чтобы все нормы были соблюдены и результаты всех экспертиз удовлетворяли международным стандартам. Они опасаются, что расположение стройки на берегу двух городских рек может отрицательно сказаться на экосистеме Невского бассейна.

Однако больше всего сомневающихся в целесообразности строительства находится в лагере ратующих за сохранение исторического облика Петербурга. Их страшит появление небоскреба в городе, где несколько веков царствуют иные высотные доминанты: шпиль Петропавловской крепости, кораблик на Адмиралтействе и колоннада Исаакиевского собора.

Действительно, по-настоящему высотные здания, небоскребы, до сего времени не строились в Петербурге. Но судьба Северной Венеции такова, что архитекторы, приезжавшие в город в период его интенсивного становления (преимущественно иностранцы), реализовывали самые смелые проекты. Впервые на берегах Невы начали строить соборы и административные здания с вытянутыми шпилями, впервые в Петербурге началась застройка не отдельными зданиями, а целыми ансамблями, впервые в России в Петербурге началось высотное по тем временам строительство - каменные дома в четыре-пять этажей в стиле классицизма.

Верится, что новое высотное здание административно-делового комплекса ОАО "Газпром" должно органично вписаться в градостроительную среду современного Петербурга. При этом оно не изменит облик главных архитектурных ансамблей города, например, Дворцовую площадь и комплекс Эрмитажа. Дело в том, что небоскреб расположится таким образом, что его не будет видно с главной петербургской площади. Зато панорамный вид на главное здание "Газпром-Сити" с Синопской набережной, моста Александра Невского и Кирочной улицы только украсит визуальные перспективы северной столицы.

В общем, на все сомнения и тревоги ревнителей архитектурной старины и экологов у заказчиков и проектировщиков комплекса есть вполне убедительные ответы. И, думается, большинство горожан, сравнив аргументы "за" и "против", согласятся, что аргументов "за" - намного больше.